svet_miru (svet_galoyan) wrote,
svet_miru
svet_galoyan

Современное отношение к празднику 7 ноября


Недавно прошел день 7 ноября. Для большинства моих знакомых этот день не имеет особой значимости, для них день Великой Октябрьской Социалистической революции далеко в прошлом. Для других, любителей праздников вообще, это еще один повод и спасение от будничной скуки. Всвязи с чем они были готовы отметить его по-постмодернистски анекдотично и весело. Они были готовы накрыть поляну мне, и искренне недоумевали, для чего я еду для празднования «в какую-то там Москву». Между тем есть люди, которые по-настоящему чтят этот день и считают события октября 1917 г. важным фактором будущей истории.

В Москве, на площади Краснопресненская Застава у памятника Героям революции 1905-1907 гг. прошел митинг движения «Сути времени», на котором мне довелось побывать. Как и в прошлом году, митинг был массовым и содержательным:


Для моего поколения, родившихся преимущественно уже в постсоветскую эпоху, возникает много вопросов по поводу Великой Октябрьской Социалистической революции. Изучив разные точки зрения на нее, я нашла достаточно интересные и взвешенные позиции, позволяющие посмотреть на революцию по-особому:

Вопрос 1: В чем ее смысл и почему ее называют Великой?

Так или иначе, Великой ее считают не только коммунисты. Приведу высказывания только некоторых из них.

Николай Бердяев: «большевистская революция путем страшных насилий освободила народные силы, призвала их к исторической активности, в этом ее значение». «Произошло изумительное в судьбе русского народа. Вместо Третьего Рима в России удалось осуществить Третий Интернационал, и на Третий Интернационал перешли многие черты Третьего Рима. Третий Интернационал есть также священное царство, и оно тоже основано на ортодоксальной вере. На Западе очень плохо понимают, что Третий Интернационал есть не Интернационал, а русская национальная идея. Это есть трансформация русского мессианизма». «Нужно любить Россию и русский народ больше, чем ненавидеть революцию и большевиков».

Из современной патриотическо-православной среды интересно мнение историка и православного богослова Владимира Василика: «У них (большевиков) есть одна несомненная заслуга – они не дали расползтись России, и хоть в каком-то виде они ее собрали. Пусть для своих видов, но промысел Божий использует даже негодяев в своих целях. В данном случае, промыслом Божьим на место масонов были допущены атеисты, для того, чтобы Россия вошла в огненное испытание и очистила свою власть от предреволюционных скверн: скверн социальных утопий и скверн оккультизма и масонства, скверн Серебряного века. Большевики, сами того не желая, способствовали спасению Православия».

Вывод напрашивается сам за себя: Как минимум, большевики спасли страну от распада. Как максимум, Октябрь 1917 г. положил начала Новому Историческому проекту, Новое историческое бытие, обеспечивающее народу право на осуществления своего исторического предназначения. Всему миру открылся русский театр, балет, музыка, подвиги советского солдата, достижения в космосе и многое другое.

Вопрос 2: Что есть революция и оправдывает ли она насилие?

На революцию есть два расхожих мнения.

К. Маркс называл революционное насилие «повивальной бабкой истории». Кровь и боль - непременные спутники рождения Нового времени, появления из небытия еще не бывшего в Истории. Глубокие, коренные социальные преобразования требуют воли, самоотречения и жертвенности. Это можно оправдать только в том случае, если это единственный способ избежать еще больших жертв и миновать конец истории.

Митрополит Ленинградский Никодим (Ротов) в своем Послании к Мировому Совету Церквей писал: «Революционный процесс может проходить с применением силы, однако, с другой стороны, эксплуатация является наиболее упорной формой насилия. В каждом положении следует установить, может ли действие без применения силы оказаться эффективным против системы, решившей не сдавать свою позицию власти и не дать место справедливости… В современной международной обстановке Церкви должны отказаться от своего равнодушия по отношению к указанным проблемам и поощрять активное вмешательство христиан в дело осуществления необходимого справедливого изменения. Церкви должны стараться, чтобы их структуры не оказались препятствием к действительному включению христиан в революционный процесс, необходимый для созидания нового общества, и должны поощрять христиан к участию в борьбе за созидание этого нового общества, в котором должны быть обеспечены социальная справедливость, мир и возможность каждого человека полностью развивать свои способности».

Французский писатель Ромен Роллан, признавший Октябрьскую революцию, писал: «Революция как любовь. И горе тому, кто этого не понимает».

С другой стороны, о кровавости как грехе всякой революции говорится постоянно и много. Либеральная критика событий 1917 г. сваливает всю вину за хаос и насилие на большевиков, сознательно выгораживая кровавые последствия Первой Мировой войны, а также снимая ответственность за пораженческую политику Николая II и Временного правительства. Все это историческое мифотворчество в очередной раз доказывает нелюбовь к истории страны, нежелания признавать ее имперские амбиции, умолить ее до региональной державы. С таким антиисторическим, антидержавным сознанием один шаг до распада страны. Поэтому не всякий антикоммунизм полезен, особенно его либерально-националистический современный вариант.

Поэтому, с моей точки зрения, такое событие как Октябрьская Социалистическая революция должно быть исследовано с чувством внимания и любви к собственной истории, ибо она как зеркало, отражает нас самих.

Tags: 7 ноября, Октябрьская революция 1917 г.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments