svet_miru (svet_galoyan) wrote,
svet_miru
svet_galoyan

Выставка "Круг Петрова-Водкина" в Русском музее. Десоветизация живописи.


В Русском музее открылась выставка «Круг Петрова-Водкина», посвященная известному мастеру социалистического авангарда и его многочисленным ученикам. Вернее будет сказать, что экспозиция посвящена именно его последователям, так как из более чем 200 работ, представленных публике, кисти самого художника принадлежат семь.

По словам организаторов, «задача выставки – показать срез эпохи, собрание удивительных талантов». Примечательно при этом, что эпоха раскрывается не с наследия учителя, а начинается с его учеников.

Еще более интересно, через какие образы подается это поистине эпохальное событие в СМИ:



Как мы видим из анонса, сотрудники музея и ведущий интерпретируют условия жизни и творчества художников советской эпохи как невыносимые, полные безысходности. История ХХ века трактуется даже не как трагедия, а как нечто омерзительное и презренное. Никаких иных характеристик эпохи нет, кроме как сталинских репрессий. Как метафору времени используют образ картины Алексея Зернова "Происшествие" (1937 год), где изображен увесистый игрушечный грузовик, который переехал плюшевого мишку, отрезав ему голову.

Рассматривая исключительно в такой исторической парадигме период творчества учеников мастера, неизбежно тень десоветизации падает и на самого Петрова-Водкина. О подобных попытках современных искусствоведов дискредитировать идеи, определяющие своеобразие и энергию советского общества и его культуры, хорошо описано в статьях Владимира Петрова «Десоветизация живописи».

У великого художника совсем иной взгляд на события ХХ века, выраженный им на холсте и в опубликованных книгах. В 1917 году он писал в одной из статей: «В хаосе строительства всякому не поглощенному в личные счеты, ...проглядывающему за пределы временного замешательства, звучит надеждой одна струна: Будет прекрасная жизнь! ...Порукой надежды то, что «люд» ощутил себя человечеством, а раз это ощущение явилось, ...оно не исчезнет. Облик брата-человека ярко наметился среди хлама запутанных ...околичностей жизни».



Автопортрет (1927г.) представляет собой человека аскетичного и предельно собранного. Строгий лаконичный силуэт его фигуры, пластическая мощь черепа, скульптурно вылепленный рельеф лица, плотно сомкнутые губы, зоркий глаз, видящий, чувствующий, знающий. Перед нами человек на гребне духовной волны. Он размышляет о роли культуры в раскрепощении и пробуждении высших творческих способностях в каждом советском человеке (из письма жене): «Русский тип всегда один и тот же, но теперешнее положение сильно изменило его. Сейчас еще отсутствует подлинная культура, но когда она придет, то будет толк, Пока они еще, словно губка, впитывают в себя знания, а когда голова будет полна до отказа - душа явится широко и ярко. Я убежден, что всякие человеческие отребья и разбойники не смогут всплывать наверх, когда будет достигнуто общее развитие. Человеческое море, поверхность которого именовалась прежде империей, вздымается. Прежде только немногим удавалось порой выплыть из темноты народной, теперь появляются тысячи. Само собой разумеется, что этот процесс сопровождается болезненными явлениями, как и всякое рождение. «Органическая культура» - дорогая и первейшая мечта моя. Но только Елена ( дочь художника) и ее сверстники, может быть, достигнут этой цели».

К.Петров-Водкин долго и мучительно ищет художественные способы передачи своего мироощущения. Способом выражения "космичности" пространства становится перспектива, названная им "сферической". Ее элементами можно считать: резкое смещение ближнего и дальнего планов, создающее "эффект присутствия" зрителя внутри, в центре изображенного на полотне; построение изображения по наклонным осям, рождающее ощущение вращения земной поверхности.

Прежде чем перейти к обоснованию и практическому использованию "сферической" перспективы, Петров-Водкин тщательно изучает все приемы построения пространства разных эпох и направлений. Его интересует "обратная" перспектива древнерусской иконописи, затем перспективы "итальянская" и "глубинная". В своей книге «Пространство Эвклида» он описывает случай, как он однажды упал, прогуливаясь по холмам над Волгой, близ родного Хвалынска: "Когда я падал наземь, передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал... Я увидел землю, как планету. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня …". Несомненно его привлекает идея космических связей в природе - ведь "на дворе" планетарный период развития человечества, эпоха революционных преобразований и социальных перемен.



Картина «Первые шаги» полна движения. Мать прижимает к груди невидимого младенца Христа. И оглядываясь на своего оставленного ребенка, предоставляет ему возможность пройти свой путь земной самостоятельно. Мать изображена в излюбленной автором трехцветной гамме, при которой достигается максимальная выразительность. Философский подход к творчеству, свойственный мастеру, потребовал от него совершенно нового решения пространственного вопроса. У него стремительно проявляется возникшее еще в юности отношение к земному пространству - месту деяний человека - как части беспредельного простора Вселенной.
Находясь в центре изображаемого пространства, лучи нашего зрения расходятся по окружности во все стороны, охватывая всю беспредельную ширь. Так, каждый смотрящий на его картины, должен почувствовать величие Вселенной и грандиозность совершаемых в ней дел. Младенец, пронизывающий взглядом все преграды, не желающий знать ограничения пространства и времени. Это было четырехмерное распространение себя в мире. Младенец делает первые шаги, научился балансировать на ногах, победил тяготение. Космическое начало просто и по-христиански мудро, уловлено в бытовую зарисовку. Фрагмент действительности воспринимается с планетарной точки зрения.

Обобщая написанное, можно отметить, что Кузьма Петров-Водкин верил в пророческую миссию искусства ХХ века. Вот и сегодня, на рубеже следующего столетия, у нас есть повод вспомнить, чьи выдающиеся работы получили мировое признание:


Купание красного коня, 1912

Смерть комиссара. 1928

1918 год в Петрограде. 1918 ("Петроградская мадонна")

Фантазия. 1925

Tags: война с культурой, десоветизация, петров-водкин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments